Генеральный директор АНО «Цифровизация и новые технологии» (ЦНТ), член общественного совета Федеральной антимонопольной службы Алексей Кожевников спросил начальник отдела Максим Часкольский проверьте «индекс цен», используемый рынками для выявления нарушений антимонопольного законодательства. По словам Кожевникова, запрос был отправлен по результатам запросов продавцов.
По словам продавцов, большинство маркетплейсов присваивают товарам «индекс цен» относительно стоимости на их сайте и цен конкурентов. Если цены различаются, товару присваивается больший или меньший «индекс цены», который учитывается при ранжировании в поиске и участии в программах лояльности.
В ЦНИИ считают, что механизм «индекса цен» навязывает продавцам невыгодные условия управления продажами, вынуждая их максимально уравнивать цены исходя из наиболее дорогих тарифов. А цены на рыночных площадках существенно различаются с точки зрения комиссий, затрат на логистику и других элементов. Поэтому было бы логично, чтобы ФАС проверила данную практику на предмет «признаков коллективного злоупотребления рынками доминирующим положением путем навязывания договорных условий и координации деятельности продавцов с точки зрения ценовой политики».
В ФАС сообщили, что рассмотрят обращение и эти вопросы будут внесены в повестку очередного заседания экспертного совета службы по развитию конкуренции в сфере информационных технологий.
Представители крупных маркетплейсов прокомментировали наличие «индекса цен»:
- В Ozon для его расчета цены сравниваются с аналогичными товарами внутри сайта и с позициями на других ресурсах, а товары с наиболее выгодными ценами поднимаются «чуть выше» в поиске, но ранжирование во многом определяется другими факторами.
- На рынке Яндекса «индекс цены» не влияет на место в результатах поиска, а место зависит от цены товара на 18%, что меньше влияния точного описания (27,5%). и предпочтения пользователя. (25,5%).
- В Wildberry «индекс цен» — лишь один из факторов ранжирования, а скидки и программы лояльности от этого показателя никак не зависят.
Напомним, в 2020 году ФАС уже проверяла аналогичные обстоятельства в отношении сервиса бронирования отелей Booking.com, установив, что он условия, наложенные соглашения о паритете цен. Следовательно, услуга был наложен штраф 1,3 млрд руб.
Отметим также, что маркетплейсы защищены от проверок ФАС, поскольку включены в реестр ИТ-компаний, аккредитованных Минцифры, для которых до конца 2024 года исключен антимонопольный контроль. Поэтому ФАС пока не может лишь информировать компании о негативные последствия противоправного поведения.