Как оптимизировать сайт под голосовой помощник Яндекс Алиса? Именно такой запрос нам отправил наш клиент, владелец магазина бытовой техники.
Мы оптимизировали сайт магазина под новые стандарты поиска, благодаря чему посещаемость и продажи выросли даже больше, чем ожидалось. Пришло на 50% больше покупателей. Во многом этому способствовала более высокая позиция в системе Яндекса.
Хотите знать, как мы это сделали? Читайте наш случай дальше.
Содержание
Анализ сайта и выявление проблем
Перед началом работы мы проанализировали ситуацию интернет-магазина на день обращения клиента. Вот что мы нашли:
- В месяц сайт посещало около 100 000 человек;
- В результатах поиска Яндекса по Москве сайт занимал 15-20 место;
- Количество ключевых запросов, попавших в топ-10, составило около 10 000;
- Конверсия не превысила 2,5%.
Основные проблемы оказались такими, как и ожидалось.
Во-первых, сайт совершенно не был рассчитан на интеграцию с новыми технологиями; владелец не пытался адаптировать его к изменениям, ориентируя контент только на текстовые запросы.
Во-вторых, отсутствовал раздел часто задаваемых вопросов. Структура платформы была совершенно непригодна для реагирования именно на голосовые сообщения.
Что мы оптимизировали
Прежде всего мы решили проанализировать все голосовые запросы, связанные с домашними устройствами.
Для получения результатов мы подключили Яндекс Метрику, а также сервис Keys.so для работы над вопросами. Ручной анализ пригодился нам уже на этапе взаимодействия с аудиторией, которая связывала Алису.
Голосовые запросы имели несколько отличительных особенностей.
Первый из них – длина. Они были длиннее текстов и в среднем состояли из 5–7 слов.
Кроме того, здесь оказались частыми вопросительные части речи (как, где, сколько). Вопросы задавались в разговорной форме.
Как мы оптимизировали
Текстовая часть
Систематизировав информацию, полученную в ходе анализа сайта, мы составили план, состоящий из нескольких этапов. Первым из них было заполнение разделов часто задаваемых вопросов, отсутствующих в исходной версии. Они появились на каждой странице категории.
Для этого мы использовали сервис Keys.so. Введите свой сайт в строку поиска для анализа и получите доступ к отчету «Запросы на сайт в органических результатах». Далее в фильтре выберите параметр «Есть вопрос» — «Да».
Мы получили список фраз с вопросами для нашего сайта. Сортировка по количеству документов, чтобы выделить непопулярные темы. По этим запросам легче попасть в топ-3.
Для примера мы взяли запрос «как выбрать сплит-систему в квартиру». Я открыл резюме по запросу, спустился на «Дополнительные предложения» и открыл этот отчет.
Установите фильтр «Сходство» на «Больше или равно 30». У нас есть семантика страницы. Также мы отсортировали документы по количеству, чтобы снизить конкуренцию и увеличить шансы на вход в топ-3.

Второй — настроить заголовки и метатеги под новые голосовые запросы, в ходе которых мы добавили вопросительные слова. Например, там, где было просто «купить N в городе М», стало добавляться «где».
Блог — важная часть любого интернет-магазина, даже если это не всем очевидно. Новый контент здесь состоял из больших статей информационного характера. Они были написаны, чтобы исчерпывающе ответить на вопросы, заданные голосом.
Техническая часть
Помимо текстовой части, мы не обошли вниманием и техническую часть, поскольку она не менее важна. Это значит, что на сайте появилась разметка, предназначенная для работы с Алисой и улучшения ее интерпретации различных текстов. Использовалось несколько типов разметки.
Скорость важна не только для самого пользователя, но и для поисковых систем, в том числе голосовых. Мы ускорили полное открытие контента страницы, так как для подобных механизмов это играет важную роль.
Мы также оптимизировали изображения. Кроме того, компания добавила кеширование в браузере и свела к минимуму использование CSS и JavaScript.
Многие пользователи выходят в Интернет со своих телефонов. В результате запросы приходят и со смартфонов, а значит, стоило немного доработать сайт, чтобы адаптировать его под эти. Мы тоже этого не забыли.
Помимо вышеперечисленного, мы создали несколько полезных голосовых навыков для помощника, связанных с товарами, представленными в магазине.
Это соответственно «Помощник по выбору устройства», навык, который поможет пользователям выбрать наиболее подходящие устройства в соответствии с их потребностями, и «Советы по уходу», опция, которая дает советы по использованию и обслуживанию приобретенных устройств.
Они не только упростили взаимодействие бренда с пользователями и улучшили его качество, но и помогли сделать магазин более узнаваемым среди потенциальных (не текущих) покупателей.
Чего мы достигли
Спустя полгода обновления сайта с учетом новых технологий мы получили ощутимые результаты.
Например, значительно увеличился органический трафик: со 100 000 посетителей за 30 дней он увеличился до 150 000. Среднее место в выдаче Яндекса по Москве до нашей работы было 15-20, после — 5-7.
До нашей работы в топ-10 было 10 000 запросов, сейчас — 17 500. Конверсия в целевое действие тоже выросла: с 2,5% до 3,2%.

Заключение
Наша рекомендация: оптимизировать сайты для использования помощников голосового поиска. В ближайшее время это будет уже не опция, а фундаментальная часть работы с интернет-магазинами. В то же время SEO-специалистам предстоит выполнить довольно сложную работу, смешивающую технические аспекты и контент.
Здесь постоянно требуется анализ. Технологии совершенствуются, и владельцам веб-сайтов необходимо идти в ногу со временем и адаптироваться как можно быстрее.
Улучшение сайтов под голосовые запросы приводит к увеличению всех важных бизнес-показателей: продаж, конверсии и узнаваемости.
Кстати, здесь вы можете прочитать наш SEO-кейс о том, как продвигать сайты с одним владельцем в топ результатов поиска и обходить партнерские фильтры. Если вы хотите узнать больше о том, как прогнозировать трафик на этапе планирования контента, ознакомьтесь с примером использования Keys.so и Glider.