Российские власти предлагают исключить из так называемого законопроекта «о маркетплейсах» положения, ограничивающие количество изменений, которые маркетплейсы могут вносить в договор оферты с партнерами, разрешить маркетплейсам блокировать недобросовестных продавцов, а также объяснить, почему маркетплейсы должны нести ответственность . за некачественную продукцию и не может продавать продукцию собственной торговой марки.
Это поправки к законам «Об основах национального регулирования предпринимательской деятельности» и «О защите прав потребителей», которые были внесены в Госдуму в сентябре 2023 года. Инициатива направлена на закрепление правового статуса маркетплейсов, введение ответственность за ложную информацию на платформах и некачественную продукцию. В документе также предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы сайтов могут вносить в договоры раз в год, запретить блокировку личных счетов партнеров и запретить взимать с них штрафы.
В ответе правительства на этот законопроект поясняется, что ограничение частоты изменения условий контрактов не будет учитывать изменения рыночных условий, сезонность реализации товаров, изменения в цепочках поставок и другие факторы, которые могут потребовать от агрегатора информации изменить цены и комиссии. При этом правительство предлагает установить специальные условия изменения существенных условий контрактов и порядка их корректировки, например: не чаще одного раза в три месяца или при определенных обстоятельствах.
Власти считают, что необходимо отказаться от идеи запретить маркетплейсам штрафовать контрагентов и блокировать их лицевые счета, поскольку в результате у площадок больше не будет возможности собирать средства с недобросовестных продавцов и владельцев доставки заказов. точек и пресечь незаконную деятельность. При этом в редакции предлагается предусмотреть лишь блокировку отдельных функций личного кабинета, чтобы пользователи не теряли доступ ко всей информации и документам.
Правительство также просит авторов законопроекта объяснить, почему необходимо запретить интернет-платформам продавать собственные бренды (частные торговые марки), в том числе технологически сложную продукцию, и почему необходимо расширить ответственность рынка за некачественную продукцию. товары. Для решения проблемы предлагается рассмотреть прямое общение потребителей и продавцов непосредственно на сайте.
Представители отрасли также подчеркивают необходимость дальнейшей разработки законопроекта. Они отмечают, что требование о расширении ответственности за некачественный товар «убивает модель рынка как агрегатора товаров от сотен тысяч разных продавцов». Маркетплейсы являются, прежде всего, информационными посредниками между продавцами и покупателями и «в некоторых случаях они даже не видят товар», например, когда продавец сам доставляет заказ. Что касается запрета на продажу частных марок, то он «не только противоречит свободе предпринимательства, но и может привести к «промывкам товаров», поскольку эта продукция появляется именно в тех категориях, где ассортимент представлен слабо».
Ранее стало известно, что рынок Яндекса начинает развиваться собственная линия товаров для дома под брендом Pragma. В него войдут мебель, домашний текстиль, сантехническое оборудование и товары для ванных комнат, кухонь, системы уборки, освещения и хранения. Таким образом, рынок планирует предложить клиентам комплексные решения по благоустройству дома. В компании отмечают, что большая часть продукции СТМ Яндекс Маркета — это продукция российских производителей.