Роман Ломовской возглавляет отдел аналитики digital-агентства Original Works, которое входит в топ-10 SEO-компаний России по версии рейтинга Рунета 2020. SEOnews поговорил с Романом, как со специалистом в области сквозного анализа, и попросил его поделиться своим мнением по этому поводу: когда лучше нанимать в штат аналитика, а когда выгоднее воспользоваться услугами агентства?
Здравствуйте, Ромен. Прежде всего расскажите, кто такой аналитик, чем он занимается и какие функции выполняет?
В широком смысле этого слова мы работаем с данными. То есть мы обрабатываем, трансформируем и делаем соответствующие выводы на основе этих данных. Но аналитики обычно делятся на несколько направлений:
- Маркетинг и веб-аналитика. Они оценивают эффективность рекламных каналов и осуществляют сбор данных с помощью систем аналитики, таких как Google Analytics, Яндекс Метрика, Appsflyer. Убедитесь, что вы практикуете свои знания ROMI, LTV и обладаете навыками расчета коэффициента конверсии или коэффициента удержания.
- Аналитики продуктов. Как следует из названия, основная задача аналитика продукта — сбор и интерпретация данных о взаимодействии пользователей с продуктом. Очень часто именно продуктовые аналитики проводят A/B-тесты и анализируют их результаты.
- Системные аналитики. Они участвуют в формировании требований к программному обеспечению и помогают координировать действия разработчиков для достижения оптимальных результатов. Другими словами, если компании нужно написать программное обеспечение, она нанимает системного аналитика.
- Бизнес-аналитики. Они выявляют слабые места в бизнес-процессах компании и пишут требования по их усилению.
- Аналитик данных. Эти специалисты, пожалуй, самые предвзятые в математике: они работают с Big Data, ищут закономерности в больших объемах данных.
В современном мире границы между этими ролями очень часто размыты. В нашей компании я не вписываюсь ни в одну категорию. На практике я провожу маркетинговые исследования и строю дашборды. Получив сертификаты Google Analytics и Яндекс Метрики, я использую эти системы в своей работе. Все зависит от того, какие задачи готов взять на себя специалист. Поэтому не стоит относиться к этому разделению слишком категорично.
Если рассматривать необходимость аналитики в контексте малого, среднего и крупного бизнеса, кому она нужна больше всего?
Фактически из описания ролей аналитиков становится понятно, что сфера применения специалистов по анализу очень широка. Но наша главная задача, конечно же, максимизировать прибыль компании. Давайте попробуем задуматься, какой компании какие аналитики нужны.
- Малый бизнес. Обычно у малого бизнеса нет значительных ресурсов, чтобы нанимать много сотрудников и все анализировать. Самые актуальные вопросы: куда вложить деньги, чтобы получить максимальную отдачу, как увеличить продажи, как сократить расходы на маркетинг, не жертвуя при этом прибылью. Маркетолога-аналитика будет достаточно, чтобы ответить на эти вопросы.
- Средний бизнес. По мере роста бизнеса увеличивается и количество бизнес-процессов. Кроме того, чем быстрее растет бизнес, тем больше проблем накапливается в этих бизнес-процессах. Поэтому маркетинговому аналитику, скорее всего, понадобится помощь бизнес- и системных аналитиков. Кроме того, в зависимости от сферы деятельности компании может потребоваться анализ продукта: если это интернет-магазин или мобильное приложение, то он просто необходим.
- Большое дело. Здесь речь уже не идет об одном или двух специалистах. Крупные компании создают целые отделы аналитики, и их в штате может быть несколько. Здесь нам не обойтись без аналитиков данных и ученых, занимающихся данными. Поскольку в хранилищах компании могут аккумулироваться терабайты данных, наличие в штате специалистов по аналитике больших данных является обязательным условием работы компании.
Приведу абстрактный пример из своего опыта. Компания занимается доставкой продуктов из магазинов. А в последнее время удержание начало снижаться. Мы с командой начинаем анализировать заказы и обнаруживаем, что курьеры начинают все чаще опаздывать к клиентам. При этом курьер, опоздавший более чем на 15 минут, увеличивает риск оттока клиентов на 10%. Соответственно, увеличив штат курьеров, компания, скорее всего, сможет сохранить свою прибыль. Это примитивный пример, но он показывает, насколько важны аналитики для крупных компаний.
Нужен ли вам постоянный аналитик или его услуги разовые и можно обратиться в агентство или к частному специалисту?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какие цели преследует компания. Очень часто малые предприятия, не имеющие в штате аналитика, нанимают такого специалиста для выполнения разовой задачи или проекта. Чаще всего необходимо проанализировать причины ухудшения тех или иных показателей или построить один-два отчета. Для этого не нужно держать аналитика среди своих коллег, выгоднее воспользоваться услугами агентства или фрилансера, которых к тому же очень мало аналитиков. А для средних и крупных организаций обращаться за помощью к агентству по каждой задаче будет дорого.
В 2020 году я присоединился к Original Works, где только что был создан отдел аналитики. В современных условиях выигрывают компании, которые принимают решения на основе данных, поэтому развитие отдела было скорее неизбежностью, чем данью моде. С новыми задачами и новыми клиентами я набрался опыта. Мне удалось разработать модель, используемую для оценки всех новых проектов, что позволяет сократить время на этом этапе и максимально точно оценить затраты на внедрение отчетности. Кроме того, помимо статистики, мы достаточно хорошо понимаем бизнес, и это принесло свои плоды. Отдел начал разрастаться и клиентов становилось больше.
Аналитика данных позволяет организациям не только один раз трансформировать свои бизнес-процессы, но и делать это на постоянной основе. С одной стороны, потому что дашборды остаются в компании навсегда, а с другой стороны, сквозная отчетность освещает компанию как рентген, и попробовав один раз менеджмент использовать этот подход, другие уже не принимаются во внимание. счет.