К концу 2023 года большинство крупных цифровых экосистем России существенно обновились, в основном за счет увеличения количества развлекательных сервисов. По этому поводу Об этом говорится в исследовании аналитической компании Spectr.
Всего в 2022–2023 годах было закрыто 37 сервисов (15% от первоначального количества) и открыто 67 новых сервисов (рост на 28%). ВК закрыл за этот период больше всего экосистемных сервисов (15), но также является лидером по открытию новых сервисов (20). В относительном выражении наибольший прирост наполнения экосистем зафиксирован у МТС (рост на 43% по сравнению с началом 2022 года). Только в Сбере зафиксировано снижение общего количества услуг, но всего на 2%.
Аналитики отмечают, что если в начале истории формирования российских цифровых экосистем их владельцы стремились усилить свое присутствие в как можно большем количестве вертикалей (например, в секторах доставки и поиска работы), то после 2022 года они начали «выпускать проблемные проекты — например, со слабыми позициями или завышенной стоимостью». Среди неудачников — «ВК Комбо», «Ситимобил» (принадлежит совместному предприятию Сбербанка и «ВК») и, в случае с «Яндексом», бывшие компании «Новости» и «Дзен» ( теперь принадлежит ВК).
Операторы экосистемы в основном укрепляют сферы СМИ и развлечений. Только среди них все участники рынка увеличили количество сервисов и серьезно обновили существующие.
«Яндекс» и МТС подтвердили рост популярности развлекательных сервисов («Кинопоиск», «Яндекс Музыка», «Кион», «МТС Музыка», «Струны»). По словам вице-президента МТС, каждый из этих продуктов имеет ежегодный прирост более 30-50% в год, как по деньгам, так и по количеству пользователей. Яндекс также отметил рост аудитории развлекательных сервисов и продолжительности их использования в подписке Plus, сообщив, что в среднем абоненты проводят в сервисах 21 день в месяц.
Эксперты рынка полагают, что в будущем выиграют экосистемы, владельцы которых интегрируют собственные нейросетевые модели в сервисы. По их мнению, комплексное внедрение технологий ИИ требует больших затрат, чем, например, простое объединение разных сервисов в одну подписку, но эффект будет гораздо большим с точки зрения эффективности, актуальности и продвижения этих сервисов. .
В ближайшем будущем это неизбежно сделают все крупные экосистемы, но «не у всех на это хватит ресурсов». Сейчас такие технологии есть только у Яндекса и Сбера.