SEOWORK помогает крупным проектам проводить SEO-анализ и принимать обоснованные решения на основе точных данных. Мы заметили, что команды SEO измеряют свой прогресс, используя различные показатели SEO. В этой статье мы решили провести аудит и выяснить, какие из них действительно показательны и почему.
Пойдем!
Содержание
SEO-метрики
Согласно нашим наблюдениям за рынком, большинство SEO-команд сегодня отчитываются о своей работе, используя относительные показатели: топ-3%, топ-5% или топ-10%, а также показатели видимости. Сегодня большинство SEO-сервисов автоматически рассчитывают их для любого веб-сайта.
Насколько корректны и показательны расчеты? Можем ли мы им доверять? Спойлер: и да, и нет.
Давайте узнаем!
● % лучших 3 (% лучших 5 / % лучших 10) — доля запросов в топе.
Точность расчета этой метрики сильно зависит от запросов, для которых она рассчитывается. Если учитывать не все запросы, метрика будет отражать неполную картину, а если ее расчет будет сосредоточен преимущественно на низкочастотных запросах и ряде высокочастотных запросов, то картина может оказаться слишком оптимистичной и далекой от реальности. .
Это не самая объективная мера.
● Видимость – также известный как PTraf, относительная метрика, которая коррелирует с трафиком.
Расчет значения видимости основан на частоте запросов и рейтинге кликов (CTR), которые имеют свое значение для каждой позиции в топ-10.
Показатель видимости гораздо более объективен, чем верхние 3%:
- учитывается частота запросов;
- он учитывает тот факт, что разные позиции кликаются по-разному, т. е. страница на позиции 10 будет кликаться меньше и генерировать меньше конверсий, чем страница на позиции 1 или 2.
Если говорить о значениях CTR, то они обычно указываются в сервисах SEO-анализа и на основании этого автоматически рассчитывается метрика видимости.
Например, аналитическая платформа SEOWORK использует значения CTR из таблицы ниже для расчета показателей видимости. Они были получены при анализе большого количества данных по различным проектам.
Но это теория.
Как это происходит на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, команда продуктов и аналитиков SEOWORK провела масштабное исследование: собрала и обработала уникальный набор данных, данные более чем трети крупных проектов из топ-100 e-com из РФ.
Следующие цифры могут свидетельствовать о репрезентативности и масштабе исследования – мы проводили ежемесячно:
- более 1,4 миллиарда показов и более 65 миллионов кликов в Яндексе;
- примерно 0,5 миллиарда показов и 30 миллионов кликов в Google.
Параллельно мы анализировали посещаемость проекта и продажи.
Ниже мы делимся нашими наблюдениями и выводами.
Расчет видимости: теория против реальности
В ходе исследования мы проанализировали результаты поиска Яндекса и Google в нескольких популярных нишах. Например, мы заметили, что кликабельность топ-10 позиций в нише «Электроника» в Яндексе и Google разная.
Различия между поисковыми системами наибольшие по CTR первых позиций. В середине топ-10 значения стабилизируются и различия не столь существенны. Однако кликабельность по топ-10 позициям Яндекса ниже, чем у Google. Вероятно, в Яндексе внимание пользователей привлекают рекламные блоки, которых нет в Гугле и различные мастера.
А как насчет других ниш? Как меняется рейтинг кликов постов в зависимости от темы?
Давайте сравним кликабельность первых результатов поиска по нескольким нишам: электронные проекты, DIY и информация.
На графиках мы хорошо видим, что кликабельность разных позиций в разных нишах различна. Это объясняется не только отсутствием рекламы в Google и особенностями поведения пользователей, но и спецификой отдельных ниш. Например, в DIY-секторе маркетплейсы (Ozon, Wildberry) представлены не так широко, как в электронике, и бороться за первые места в поисковой выдаче кажется выгоднее.
Проанализировав таким образом несколько других ниш, мы пришли к выводу, что при расчете видимости следует учитывать следующее:
- CTR в Google отличается от CTR в Яндексе (из-за отсутствия рекламы);
- CTR первых трёх мест разный и не может быть одинаковым;
- CTR зависит от темы.
Как поживает рынок?
Проанализировав большой объем данных и получив уникальную информацию о рынке, мы не могли не задаться вопросом: какой CTR используется рынком для расчета видимости? И насколько корректен CTR SEOWORK?
Нас устроили минимальные отклонения от реальности.
А Гугл? Действительно, согласно нашему исследованию довольно большой выборки крупных экономических проектов, большая часть органического дохода поступает от Google.
Разрывы между SEOWORK и реальным CTR в Google оказались чуть больше, чем в Яндексе, но все равно незначительны.
Мы сравнили CTR другого популярного сервиса проверки местоположения с фактическими CTR, полученными нами в ходе исследования.
Коэффициенты одной из служб контроля позиций выглядят следующим образом:
Настораживает одно и то же значение CTR для первых трёх позиций — оно сильно отличается от реальности, когда CTR для первых трёх позиций разный. Для наглядности сравним сервисные коэффициенты с реальным CTR в нише электроники.
Расчет видимости разных категорий товаров на основе коэффициентов сервиса позиционирования и реальных коэффициентов ниши дает совершенно разные значения!
Так как CTR услуги выше фактического, то и значения видимости выше и, как видим, значительно! При таких расчетах команда продаж и SEO получает крайне оптимистичную картину, которая, к сожалению, далека от реальности.
Заключение
Как мы выяснили на примерах, разные SEO-сервисы рассчитывают видимость по-своему — за счет разных значений CTR. Однако выбрать решение с минимальной погрешностью можно, и выше мы рассказали, на что нужно обратить внимание, чтобы правильно оценить видимость проекта.
Если вы хотите еще больше повысить точность своих расчетов, обратите внимание на значения CTR для конкретных ниш, поскольку мы обнаружили, что они могут различаться в зависимости от отрасли. Возможность устанавливать коэффициенты для расчета видимости для конкретных ниш появится в SEOWORK совсем скоро — следите за обновлениями платформы 11 ноября.