В 2023 году оборот электронной коммерции в России увеличился на 28% по сравнению с 2022 годом и достиг 6,4 трлн рублей. При этом, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Сбера, сегмент трансграничной торговли вырос на 11,3%, достигнув 197 млрд руб.
Более половины (52%) всех онлайн-продаж пришлось на десять регионов страны. Лидеры по сравнению с прошлым годом не изменились: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ростовская область. Но доля тройки лидеров в общем объеме покупок упала до 33% по сравнению с 37,1% в 2022 году.
Средний чек в категориях спортивных товаров, аптек, аксессуаров (сумки, ремни, головные уборы) увеличился более чем на 30%, а в одежде и обуви — на 20%. Максимальное падение среднего чека зафиксировано у книг и ювелирных изделий (-33%). Средний чек на покупку мебели и предметов домашнего обихода, инструментов и товаров для животных снизился более чем на 10%.
Топ-5 самых популярных товаров в Интернете по сравнению с прошлым годом не изменился. При этом АКИТ впервые проанализировал продажи в категории «цифровые товары»: на покупку фильмов, подписку на онлайн-кинотеатры, электронные книги, программное обеспечение и т. д. Россияне потратили в 2023 году 281 млрд рублей, доля этого сегмента в общем обороте электронной коммерции составила 4,4%. Средний чек за эти покупки составил 363 рубля.
По словам президента АКИТ Артем Соколовлокомотивом роста рынка электронной коммерции теперь являются российские регионы:
«Объемы онлайн-рынка в городах федерального значения практически достигли пика: рост в Москве, Санкт-Петербурге, а также Московской области в 2023 году составил менее 10%. В то же время в южных регионах России, Сибири и Дальнем Востоке эта доля превышает 40%. Благодаря такой динамике необходимые товары становятся более доступными для жителей разных населенных пунктов страны.
Обратите внимание, что согласно прогнозы в Data Insightобъем рынка электронной коммерции в 2023 году ожидается на уровне 7,9 трлн рублей, а рост — 38%. По мнению аналитиков компании, двузначные темпы роста сохранятся еще как минимум пять лет. Основные драйверы этого результата: высочайший уровень потребительского опыта при одновременном изменении образа жизни пользователей.